Голос киберспорта Дмитрий Crystal May Корчевинин: «Рано или поздно мы придем на ТВ»

На прошедшем в Питере Epicenter по Counter-Strike мы пообщались с универсалом киберспортивного комментирования — Димой Crystal May, которому официально «все равно, что комментировать, главное, чтобы было по-настоящему красиво и круто». Да, если ты не знал, киберспорт уже немыслим без профессиональных комментаторов и аналитиков. И да, за это платят, и даже очень прилично (можешь уже начинать сожалеть о выборе профессии, сидя у себя в офисе).

Текст: Вячеслав Ипатов

интервью киберспорт

Каково работать 4 дня по 12 часов? Кто самый крутой спортивный комментатор? Почему кёрлинг — это лучшее, что создал гений человека? И зачем Crystal May надел костюм панды? Дима ответил на все наши глупые и не очень вопросы….

Помнишь первый матч, что прокомментировал на серьезном уровне?

Это была Dota, чемпионат Synergy. По условиям, мне пришлось поехать в Барнаул, чтобы комментировать. И вот тогда уже начались серьезные карты, там были «топовые» китайцы и европейцы, и вот тогда уже понял, что я на серьезном уровне.

До этого еще был момент, когда я напросился к Никите 4ce Котикову, комментатору RuHub, тогда он работал на другую компанию и комментировал DreamHack. Там выступали VirtusPro, Team Empire — в общем, серьезные команды. И онлайн был около сотни (100 тысяч зрителей на трансляции Twitch). Я увидел, что он работает один, и спросил его: «Может, я тебе помогу?» Он ответил: «Ты вроде нормальный парень, давай поработаем». И потом первый день. Все вроде неплохо, хотя чувствую себя очень стеснительно, но Никита вытаскивает все, что надо.

На следующий день он говорит: «Слушай, мне нужно тут «курсач» писать, ты не можешь сам откомментировать?» — и присылает мне картинки и все остальное, что нужно для оформления стрима. И вот я сижу, у меня Team Empire — VirtusPro, сто тысяч зрителей, и я просто: а-а-а, что происходит?! При этом нельзя читать комментарии, если обратная связь прямая, то она сразу же кладет тебя на лопатки. Мне пришлось минут двадцать приходить в себя, чтобы начать адекватно комментировать, а не бекать, мекать и так далее. Было жестко — меня, считай, просто выбросили в открытое плавание как щеночка.

И это помогло…

Конечно. Когда ты получаешь опыт комментирования на сто тысяч человек, в «Доте» онлайн немного больше чем в CS, то потом тебе становится намного проще. Потом ты уже не думаешь, что происходит, самое главное, чтобы игра была красочная и чтобы ты мог передать ее максимально интересно.

Почему тогда ты в последнее время чаще комментируешь CS, нежели Dota 2?

В «Доте» я работаю регулярно на отборочных ко всем ивентам от Valve: International-, Major-турниры. Valve меня приглашают, и я очень рад, что они ценят мой труд. К сожалению, на какие-то другие турниры по «Доте» у меня просто времени не хватает. В RuHub по CS сейчас четыре основных комментатора и еще два молодых. У нас, соответственно, очень много чемпионатов, которые мы освещаем, — 90% от всего контента, существующего по Counter-Strike. Я буквально на протяжении месяца не имел ни одного выходного. Каждый день какой-то онлайн-чемпионат, LAN-турнир… Одним словом, очень много работы.

Как бы ты объяснил тем, кто не особо в теме, что такое «киберспортивный комментатор», в чем его отличие от обычного спортивного комментатора на ТВ?

Первое — это то, что ты всегда можешь перейти на более комнатную атмосферу, если матч не суперважный. Ты всегда получаешь обратную связь и можешь поддерживать адекватное общение со зрителем. Второе — то, что у нас в принципе более открытое сообщество, ты всегда получишь очень много критики, много «хейта», но и много поддержки. Ты всегда имеешь возможность общаться с теми людьми, ради которых работаешь, — это принципиальное отличие от ТВ.

А что тогда самое сложное по сравнению с теликом?

Обычно я не смотрю русскоязычных комментаторов и стараюсь найти в Интернете англоязычную трансляцию. Но вот недавно, когда «Спартак» играл с «Севильей» и выиграл 5:1, мы с дедушкой смотрели футбол, и была, соответственно, русскоязычная трансляция. Я замечаю, что наши комментаторы ужасно зажаты, есть, конечно, классический play by play, который должен хайпить и так далее, у него это неплохо получается. Но его сокастер скорее понижает темп всей трансляции, он не старается поддержать своего коллегу и не пытается как-то с ним взаимодействовать, в результате у них не выходит особой синергии. Маслаченко, который лично для меня является самым интересным комментатором, в отличие от всех прочих, никогда не боялся высказать свое мнение, а на ТВ это немного больше карается, потому что там намного проще возвести рамки и комментировать в стиле: «он ударил, он забил».

У нас в киберспорте все-таки намного более свободный стиль. Конечно, когда ты комментируешь на LAN-турнире в зрительский зал — тут да, ты можешь себя ограничивать, чтобы не рофлить на тему Наруто. «уХо» (Алексей Малецкий), подтвердит, что ему изначально многие мои шутки не особо нравились. (Мимо проходящий уХо: «До сих пор не нравятся» — смеется.) Но это то, чем мы отличаемся. Мы имеем право взять свой стиль, взять свои шутки и совершенно спокойно привносить их в трансляцию, в отличие от любого телевизионного комментатора, за исключением все того же Маслаченко, который не ограничивал себя вообще ни в чем.

Но при этом ты хотел бы на ТВ?

Я бы сказал, что рано или поздно мы туда придем. Но нам надо сохранить эту свободу, эту близость к сообществу, возможность где-то порофлить, «поджечь», «устроить драму» и все остальное — это все, что в телевизоре, возможно, нельзя будет сделать. Второй момент — то, что существует серьезная сегментация между молодыми людьми, которые вообще не смотрят ничего. Я, например, телевизор последний раз включал у себя в отеле, потому что разрядился мобильный и мне надо было просто время узнать. До этого я год не включал телевизор, я знаю разве что «Модный приговор», потому что Зайцев — просто «хардкор», очень классный мужик, всегда нравилось, как он ведет программу.

Думал прийти на ТВ в роли именно спортивного комментатора, а не киберспортивного? Это ведь в любом случае совершенно другой размах, другая аудитория по охвату.

Другой размах, но и другие рамки. Возможно, мне было бы не так интересно делать это на регулярной основе. Прийти и попробовать себя — вообще не проблема, если бы меня кто-то позвал, даже на какой-нибудь кёрлинг, например. Я вообще обожаю кёрлинг. Почему бы и нет? Девочки трут пол, на льду камень крутится-вертится — замечательно! Я уверен, я был бы лучшим play by play комментатором кёрлинга: «Она трет справа, та трет слева» — это же шедевр. Но я думаю, этого не случится, потому что достаточно сложно людям с телевизора смотреть на нас и скаутить таких «талантов». Какой им от этого прок? У них и своя школа есть, и свои связи и т.д. Я думаю, что со двора очень сложно войти в этот бизнес, а мы, по факту, для них двор.

Но я по-настоящему люблю именно киберспорт, при том что комментировал официальные турниры по пяти дисциплинам: помимо Dota 2 и Counter-Strike, у меня в этом году был Overwatch, был Gwint — новая карточная игра по Ведьмаку — и еще был PUBG. Поэтому, честно тебе скажу, мне все равно, что комментировать. Пусть ребята в карты режутся друг против друга. Если они делают это по-настоящему круто и красиво, то и я буду делать свою работу круто и красиво, по крайней мере, постараюсь это так преподнести своему зрителю.

Отборочные к Major и The International имели достаточно жесткий график. Трансляции шли нон-стоп на протяжении нескольких дней, а каждая смена работала по 12 и более часов…

Да-да, это было очень жестко…

Расскажи про самый дикий случай или день, в течение которого так сильно тебя расплавило, что в голове уже не было ничего, кроме шуток про Наруто?

Я бы сказал, что, когда я последний раз комментировал китайские квалы, все было отлично. Они были очень сильными, плюс я работал дома. Самое сложное, это когда я был закадровым ведущим на квалификациях к киевскому мейджору. Мало того, что там у меня была очень веселая аналитика: VovaPain, Smile, PGG и Inmate — это набор просто супераналитиков. У нас еще ночная смена, ковры на фоне, и понеслось… Я с ними играл в игру «найди месторасположение по Google-картам». Там ты с помощью панорамированных видов пытаешься понять, где находишься, и ткнуть на карту. Чем точнее указал, тем лучше. И мы играли в это в прямом эфире, было очень здорово и весело.

Но в общем и целом… Ты только представь себе, ты засыпаешь в шесть вечера, чтобы проснуться в три утра! Даже не было возможности нормально позавтракать, потому что сразу практически едешь на эфир. И вот на третий-четвертый день ты уже просто не понимаешь, что вокруг происходит. У нас, например, Smile пошел как-то комментировать матч. Сидит, комментирует, потом возвращается обратно в студию аналитики. Его спрашивают: «Ну че, как матч?» А он: «В смысле, я другую встречу комментировал». Я ему закадровым голосом: «Нет, ты комментировал эту игру, ты сорок минут смотрел, как Bazar играют с TNC». И он реально не может даже рассказать, что сейчас было, что он комментировал, потому что у тебя смешиваются все эти игры и эмоции.

Насколько сложно комментировать и использовать определенные оценочные суждения, в том числе критиковать игроков, с которыми знако, и с которыми потом будешь сидеть в одной лаундж-зоне?

Вообще не проблема. Игроки очень мало смотрят стримы. Даже со всей этой ситуацией с Денисом Костиным — профессиональные игроки даже не думали, что там вообще что-то происходит. Да, они в курсе, что их игры транслируют и комментируют, но, как сказал тот же S1mple, он смотрит только на английском языке. А большинство игроков вообще смотрят только «демки» игр, потому что таким образом можно смотреть за игрой изнутри, можно проматывать раунды и т.д., то есть для анализа игр игроки не используют стримы. Да у игроков нет на это времени, и так слишком много информации вокруг — какая разница, кто и что там сказал на трансляции, тебе нужно думать только о собственной игре.

А если ты хочешь дать обратную связь, нам нужно общение внутри сообщества, и желательно, чтобы это было публично. Смотрите, я игрок, мне не все равно, что обо мне говорит русский комментатор, и я хочу дать ему обратную связь. А я, как русский комментатор, всегда с удовольствием на нее отвечаю, комментирую и впитываю те знания, которые эти люди могут мне дать. И сообщество одновременно с этим получает удовольствие от того, что оно знает, что игрокам не наплевать и они готовы и хотят общаться. Отсутствие подобной коммуникации сейчас — это главная проблема.

У нас между комьюнити и игроками — я писал об этом пост — сумасшедшая пропасть, которая преодолима лишь со временем, но которую преодолевать пока что всем лень. И дело, наверное, даже не только в лени, главная проблема в другом. Игроки по-настоящему больны игрой, соревновательной игрой, им надо выигрывать. Они считают, не важно, что ты говоришь на публике, не важно, ведешь ли ты активную деятельность в соцсетях, а важно лишь выигрывать и показывать результаты. Именно поэтому все свободное время они тратят на игру, а не на что-то еще. С одной стороны, сложно не согласиться с таким подходом, но с другой — надо понимать, что все эти тренировки и затрачиваемые усилия остаются скрыты от болельщиков. А это тот процесс, который мог помочь игроку и с медийной частью, и с отношением к нему как к человеку, а болельщики, возможно, не так остро бы воспринимали те или иные неудачи и поражения своих любимых команд.

А что помимо киберспорта?

Я бы на самом деле хотел писать блог на тему фильмов, допустим. Наверное, это бы не пользовалось такой популярностью, как киберспортивная деятельность, но у меня есть свои мысли, например, относительно последнего «Бегущего по лезвию», у меня там вообще «горит» синим пламенем. У меня есть серьезный анализ, потому что я люблю Филипа Дика и смотрел предыдущую часть. Я бы все это разложил… про новые книги, про новую музыку. Я, например, делал музыкальный стрим в костюме панды, с задним фоном в виде совершенно галлюциногенных картинок и ставил музыку с пульта. В прошлый раз набрал 1400 онлайн-зрителей на трансляции — было здорово. Но это все такое, кустарное производство, на которое, к сожалению, у меня практически нет времени. Иначе я бы старался говорить не только о киберспорте, но и о совершенно отвлеченных вещах, которые меня больше интересуют.

Закончим небольшим блицем:

Dota 2 или Counter-Strike?

А-а, очень сложно… Все-таки CS.

VirtusPro или Na’Vi?

Virtus Pro.

Если бы косплеил персонажа, кто бы это был?

Самое неадекватное, что я могу сказать, — это Crystal Maiden (женский персонаж из Dota 2). Но я бы хотел Meepo, вся наша студия RuHub была бы «мипарями».

Но ведь уже есть отряд косплееров Meepo…

Ну да, но я бы лучше с NoTail (Юхан Сундштайн —
керри команды OG) закосплеил бы Meepo. (Notail один из самых известных исполнителей на Meepo). А так… C4!

C4?

C4 закосплеить надо, срочно! Я не знаю, почему никто этого до сих пор не сделал.

Если бы в «Доте» был персонаж «комментатор Crystal May», какие бы у него были способности?

Отмороженный неадекват, бегает по карте, отдается всем крипам (смеется). Не, на самом деле я всегда играю за саппортов, я обожаю пятую позицию. Это прям то, чем я занимаюсь: ору на тиммейтов, ставлю варды и умираю — все, что я делаю. Ну, не ору, конечно, я пытаюсь их как-то организовать, чтобы они наконец собрались под этот несчастный «смок», который я уже минут двадцать не могу распылить и пойти гангать.

Бывали у меня такие «орущие пятерки», возможно, даже вместе как-то играли…

Да-да, есть такой шанс.

Источник: maximonline.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *