И посредники стали первыми

В российской торговле сложился парадокс: дешевая рыба — минтай, сельдь и хек, — которая в СССР была доступна всем, в магазинах стоит дороже курицы

И посредники стали первыми

Рыбная отрасль — одна из наиболее важных в обеспечении продовольственной безопасности страны. Рыба не только вкусна, но и полезна. Однако не получается у населения употреблять больше рыбы, на прилавках ее не так уж и много. А та, что лежит в магазинах, либо не по карману обывателю, либо, что называется, второй свежести. Где произошел сбой? «Комсомолка» проследила рыбный путь от моря до прилавка.

ЧЕТВЕРТЫЕ В МИРЕ

— В 2017 году нам удалось сделать достаточно много. Рыбная отрасль выведена на траекторию активных преобразований. Подготовлена и в ближайшее время будет утверждена новая отраслевая стратегия до 2030 года, призванная расставить приоритеты и цели для механизмов управления ключевыми рисками отрасли. Мы должны изменить структуру производства и сделать продукцию высоких технологий, которая будет доступна потребителю, — сообщил накануне 2018 года представителям рыболовецких компаний, логистических предприятий и розничных сетей заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук.

На данный момент Россия занимает четвертое место в мире по вылову рыбы. В 2017 году отечественные рыболовецкие компании отгрузили почти 5 млн. тонн, из них порядка 3 млн. (70%) приходится на Дальний Восток. В общей структуре поставок на российский рынок дальневосточная продукция занимает 40%.

— В ближайшее время планируется построить порядка ста судов и более 30 перерабатывающих заводов, способных произвести качественную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это будет продукция мировых стандартов, востребованная как на внутреннем рынке, так и на мировом, — напомнил Петр Савчук.

Представитель Росрыболовства уточнил, что одна из целей отраслевой стратегии — увеличение среднедушевого потребления рыбы на

5 — 7 кг (дополнительно еще 900 тысяч тонн), для чего требуется работа «синхронная по всей товаропроизводящей цепочке: от моря до прилавка».

Модератором встречи выступил заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга Сергей Лобанов.

— Должны существовать все возможные форматы торговли: малые, большие, средние, крупные. Количество торговых объектов и субъектов, участвующих в торговой деятельности, должно как минимум удвоиться. Такая политика позволит обеспечить шаговую доступность товара до потребителя, а также, в связи с повысившейся конкуренцией, широкий ассортимент и доступные цены, — пояснил стратегию министерства в торговле рыбой и морепродуктами чиновник.

Но не все так просто.

И посредники стали первыми

УЧЕТ «ДО ЕДИНОГО ХВОСТА»

Рыбная отрасль сейчас напоминает мощное, но немного потрепанное штормами судно, днище которого облеплено большим количеством наростов. Корабль плывет уверенно. И временами достаточно бойко. Но множество проблем (наростов) не позволяет выйти на проектную мощность.

С выловом рыбы и морепродуктов у России проблем хватает. Но это полбеды. Ведь прошедшую через сито отечественных надзорных органов рыбу необходимо сохранить, доставить в магазин и продать. На каждом из этапов есть немало проблем. В результате курица, которую необходимо вырастить, в магазине стоит в разы дешевле рыбы, которая растет в море-океане сама по себе.

— Нам нужно подумать о среднем звене — логистике. В последний раз инфраструктурой мы занимались в 50-х годах: после Великой Отечественной войны строили хладокомбинаты, где основа инфраструктуры — аммиачное хранение. Причем не в глуши — в Москве! — возмутился председатель правления сети оптово-распределительных центров «РосАгроМаркет» Алексей Ванчугов.

Сейчас Минсельхоз продвигает программу по созданию новых оптово-распределительных центров, которые разместят в крупных городах по всей стране, а сборные грузы помогут торговым сетям снизить логистические расходы. Учет товара будет проводиться «до единого хвоста».

Следующая проблема — фальсификации. Отдельные производители и поставщики выдают речную рыбу за морскую, подменяют дорогие виды более дешевыми: например, вместо трески нередко продается минтай.

— Проблема фальсификации есть не только в России. Исследование 280 образцов американских производителей показало: у 38% представленных образцов фальсификации в маркировке, — сослалась на зарубежный опыт директор по рациональному использованию биоресурсов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии доктор технических наук Любовь Абрамова.

И посредники стали первыми

ИДЕМ НА ЗАПАХ

Немало проблем и в магазинах. Петр Савчук обратил внимание присутствующих на встрече представителей бизнеса на необходимость открытого разговора о «хитростях» и «тонкостях» в качестве товара, приводящих к снижению спроса у потребителя.

— Мы приглашаем розничные сети к совместной работе. Цель — создание нового имиджа отечественной рыбы, формирование устойчивого потребительского спроса на российскую рыбу, оптимизация цен, прозрачность ценообразования, — сказал Петр Савчук.

Сигнал властей бизнес не оценил. В ответ представители торговых сетей рассказывали о высоких требованиях к качеству продаваемой продукции. Ретейлеры относят рыбу к категории продукции с высоким риском. В контроль за качеством входят посещение производства, контроль соблюдения требований упаковки и маркировки, соблюдение температурного режима при доставке товара и выборочный контроль качества отдельных партий продукции.

Так и напрашивается: «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!» Позитивный отчет представителей торговых сетей вызвал удивление у экспертов. Например, Петр Савчук рассказал, что жена советует ему посещать гипермаркеты с закрытыми глазами — рыбный отдел легко найдешь по запаху.

— Температурный режим ни в одной витрине не соответствует нормативам. Индивидуальные предприниматели сами по себе устанавливают сроки годности продукции. Из-за того что нет стандартов, этот бардак и происходит. Еще раз говорю — не надо обманывать потребителя, — не скрывал эмоций представитель Росрыболовства, который больше 20 лет проработал в рыболовецких компаниях на разных должностях.

Спорным стал вопрос и о продаже размороженной (дефростированной) рыбы под видом охлажденной. Эксперты назвали это обманом покупателей, в то время как ретейлеры заявили о невозможности отказа производителю в продаже охлажденки, произведенной из дефростированного сырья, так как это разрешено техническим регламентом.

Вопросы остались и по поводу формирования цены.

— Справедливая цена на рыбу должна быть в два раза ниже, — уверен эксперт.

И посредники стали первыми

ДЕШЕВУЮ РЫБУ «СЪЕДАЮТ» ПОСРЕДНИКИ

Мнение чиновника о завышенных ценах на рыбу поддерживают и независимые эксперты.

— Замороженная треска в любом случае проходит через какое-то количество рук, минимум через 2 — 3 колена, — сказал в эфире радиостанции «Вести FM» руководитель отраслевого портала Fishnews Эдуард Климов. — Но все-таки основная накрутка — это сети. Получается, 70% «сверху» люди зарабатывают лишь тем, что выкладывают ее у себя на прилавках.

То же происходит с дешевыми сортами рыбы, только там основная наценка ложится в карман посредников. Например, оптовая цена сельди — около 50 рублей за килограмм. Перекупщики зарабатывают 70 рублей, еще 30 — магазин. На прилавке селедка продается за 150 рублей. По подсчетам экспертов, последние 15 лет оптовые посредники и ретейлеры имеют постоянный процент прибыли — примерно 2/3 розничной цены (без учета транспортно-логистических расходов).

Значительную часть денег покупателей съедают десятки фирм-посредников, крутящихся вокруг рыбного бизнеса. Больше того, некоторые из них занимаются исключительно уходом от налогов.

— Есть такие посредники, которые покупают рыбу без налога на добавленную стоимость, а потом с помощью определенных манипуляций, воруя налог у государства и граждан, продают эту рыбу на рынке. Вот у них очень большая наценка, — пояснил исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков. — Есть посредники, которые пользуются ситуацией и монополизируют каналы поставок в некоторые розничные сети — с менеджерами договариваются. Они тоже на себя берут какую-то сумму. Но в каком объеме — сегодня достоверно не знает никто.

Что делать? Аналитики рыбной отрасли говорят, что самый простой путь вывода рынка из тени — ввести предельную наценку на пути доставки продукции от производителя до розницы. Например, в Японии законодательно установлена максимальная надбавка в 2% для каждого торгового звена.

СПРАВКА

Во всем мире в среднем выбрасывается 30% продуктов.

Из них на первом месте рыба: 50% от добытого не доходит до стола потребителей.

Еще больше материалов по теме:
«Наша рыба»

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*